Алёнка — лидер рынка отечественного шоколада в Российской Федерации. Фабрика «Красный Октябрь» начала производить ее как шоколадную плитку весом 100 грамм еще в 1966 году благодаря государственной субсидии в области развития животноводства. Благодаря стабильным поставкам высококачественного недорогого молока, «Красный Октябрь» производила восхитительный, сливочный шоколад, по доступной цене. Даже сегодня на сайте http://www.alenka.ru тот же самый шоколад доступен всего за 58 рублей.

История бренда Алёнка сосредоточена вокруг образа милого голубоглазого ребенка, который со временем становится культовой упаковкой, но даже сегодня неясно, кто именно этот ребенок. Руководство фабрики не могло договориться об окончательном дизайне, поэтому через газету « Вечерняя Москва » был проведен конкурс на «лицо Аленки». Согласно одной из версий фотография дочери Сталина победила в этом конкурсе. Так же есть версия, что изображение на упаковке принадлежит дочери художника Александра Геринаса. 

Название «Алёнка» также имеет свою историю. Шоколад был назван в честь дочери первой женщины космонавта, Валентины Терешковой. Ее дочь считалась особенной, поскольку она была первым ребенком, рожденным от родителей, которые летали в космос. Таким образом, шоколад Аленка символизирует время большой международной мощи СССР, время, когда Советский Союз был ориентирован на светлое будущее, и в стране была эпоха процветания. Алёнка также была частью детства многих поколений россиян, и ее место прочно укоренилось в российской истории и культуре.

Но бренд «Алёнка» продолжает развиваться и сегодня, как в продажах, так и в диверсификации продукции. Шоколад теперь бывает разных вкусов (с орехами или сухофруктами) и разных размеров (от небольших, часто продаваемых на стойках в магазинах, до гигантских размеров для разных торжеств).

В честь 40-летия шоколада художник Иван Земцов организовал проект Alyonka Mail Art Project. Поклонники со всего мира отправляли оригинальные открытки, вдохновленные Аленкой, на почтовый ящик художника в Йошкар-Оле. Музей изобразительных искусств Йошкар-Олы впервые открыл выставку открыток в октябре 2006 года. Аленка претерпела окончательное преобразование под влиянием поп-культуры 21-го века и стала популярным интернет-мемом.

Как и многие ее современники, «Аленка» достигла совершеннолетия в Советском Союзе, пережила суматоху краха в 90-е, и вышла из хаоса, ставя под угрозу свою целостность. Сегодня этот скромный маленький шоколад гораздо больше, чем просто вкусная сладость, «Алёнка» — это культурная икона.