Арктический порт Киркенес

Финляндию и Норвегию соединит новый участок железной дороги. Правительства этих стран подписали соглашение, согласно которому необходимо проверить возможность прокладки путей между северным финским городом Рованиеми и норвежским портом Киркенес, расположенным на расстоянии 15 км от границы с Россией.

Это будет первая железная дорога из государства ЕС в арктический порт. Расходы на строительство, которое планируется закончить к 20130 году, оцениваются примерно в 3,6 млрд. евро. Одна из целей — расширить арктические судоходные пути, ставшие проходимыми в результате изменения климата. Эту идею продвигает, в том числе, Китай.

В августе прошлого года российский газовый танкер установил мировой рекорд по пересечению северо-восточного перехода. Без сопровождения ледокола он за 19 дней проделал путь из норвежского Хаммерфеста в южнокорейский Порен. Согласно СМИ, корабль потратил на 30 % меньше времени, чем требуется на прохождение Суэцкого канала.

До сих пор суда редко используют более короткий путь, так как из-за толстого льда пройти по нему можно лишь 4 месяца в году. Однако климат меняется: прошлая зима в Арктике, оказалась теплее, чем когда-либо ранее. По данным метеостанции, расположенной ближе всего к Северному полюсу (мыс Моррис-Джесып, оконечность Гренландии), в феврале температура была плюсовой в целом на протяжении больше 60 часов. Ранее в этом месяце она поднималась выше нуля всего два раза.

Финский министр путей сообщения Анне Бернер рассказала, что железнодорожную дорогу планируется соединить с подводным туннелем, который построят в Балтийском море между Финляндией и Эстонией. Потом будет налажено сообщение с Варшавой. В 2026 году поезда начнут курсировать по новому пути между польской столицей и Таллином.