
Всего одного предложения хватило, чтобы пробудить в европейцах страх. В среду российское Министерство иностранных дел заявило, что новые санкции ЕС против России — это «необдуманный, безответственный шаг», который «неизбежно повлечет за собой повышение цен на европейском энергетическом рынке».
Европейские СМИ считают это высказывание неоднозначным и рассуждают, какие именно цены имелись в виду: на сырую нефть, нефтяные продукты или на газ? Европейцы гадают также, почему и когда точно они должны вырасти. Может быть, Россия просто собирается их повысить, или из-за санкций ей не хватает капитала и технологий, чтобы поддерживать добычу сырья на прежнем уровне?
Как бы там ни было, но этот маленький намек вызвал у европейцев болезненную реакцию, поскольку они понимают, насколько сильно зависят от российских энергоносителей.
Исходя из опыта, который Европа приобрела в последние месяцы, заявление Министерства иностранных дел России прозвучало как угроза, которую следует принимать всерьез.
Если сырую нефть ЕС может получать, например, с Ближнего Востока, то заменить российских поставщиков дизельного топлива не получится. Особенно болезненно Европа восприняла бы повышение цен на природный газ. Примерно третью часть своих потребностей Евросоюз покрывает за счет поставок из России, и никаких альтернатив не имеется.
Увеличение цены за газ по-разному отразиться на государствах ЕС. В то время как такие страны, как Франция, получают его из России в небольшом количестве, Болгария, Венгрия и Словакия почти полностью зависят от «Газпрома». Если Россия когда-нибудь осуществит свою угрозу, то они пострадают сильнее других, и это будет способствовать раздору между членами Евросоюза.
Правда, европейцы считают, что в обозримом будущем Москва не станет вводить против них серьезные санкции, т. к. все еще нуждается в доходах от экспорта энергии, а газопровода для поставок в Китай пока нет.