По заявлению вице-премьера Ольги Голодец на собрании министров труда «Большой двадцатки, в нашей стране 22 миллиона людей трудятся «в тени» экономики. Эту тему она начала ещё весной. Тогда, в апреле, она обвиняла представителей индивидуального предпринимательства в нехватке у государства средств на социальные расходы. Сегодня Ольга Голодец сообщает об увеличении неформального сектора.
В России многие не желают регистрироваться как безработные, чтобы избежать долгой процедуры. Также не всех устраивает мизерное пособие по безработице. Те, кто в России находятся в теневом секторе, в Европе никогда бы ими не стали, это и есть незарегистрированные безработные и представители малого бизнеса.
Мнение Ольги Голодец насчёт индивидуальных предпринимателей ошибочно, ведь они отдают деньги государству за многие услуги и патенты, не рассчитывая на поддержку в будущем. Они сами копят деньги на счастливую жизнь, источником их дохода является персональный оффшорный бизнес, который по многим показателям эффективнее государственного, а уж тем более стабильнее и надежней.
По словам Владимира Гимпельсона, директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ, россияне уходят в неформальный сектор, так как не получают от государства обещанные блага, они не хотят платить налоги за «ничего».
Теневой сектор способствует развитию малого бизнеса и микропредпринимательства, самозанятые люди могут весьма преуспеть в своём деле, но есть и минусы: неравенство среди граждан, маргинализация, отсутствие соцзащиты, утрата налогов.
Причиной для теневого бизнеса стало отсутствие рабочих мест в результате избыточного и деформированного регулирования. Чаще всего в «неформалы» выбивается молодежь. Обычно они трудятся в сфере транспорта, торговли, строительства, с/х.
Для исправления ситуации нужно поменять трудовое законодательство, повысить качество работы государственных институтов, а не переливать из пустого в порожнее.