Из всех сфер жизнедеятельности государства наименьшее воздействие сложившийся в Беларуси финансовый кризис оказал на игорный бизнес и практически не сократил поступления в бюджет от деятельности казино и игровых автоматов. Такое заключение можно сделать по числу посетителей белорусских игорных заведений как местными игроками, так и посетителями из соседних стран, в первую очередь — из России. Последние, как правило, предпочитают наведываться в Беларусь в целях получения нужной им дозы азарта и адреналина в выходные дни.
В целом в Беларуси отмечена динамика по сокращению общего количества залов, в которых располагаются игровые автоматы. Также наблюдается сокращение числа игровых автоматов (примерно на 700 штук из ранее действующих 8000). Кроме этого, сокращается суммарная численность игровых столов и букмекерских касс. За последних полгода число юридических лиц, официально зарегистрированных в индустрии игорного бизнеса, практически не увеличилось – новичков здесь всего два. На данный момент их общее число составляет около 116. К настоящему времени в Минске успешно работает 19 казино, а в целом по стране их количество составляет 33 игорных заведения.
Вероятнее всего, подобные события в индустрии азартного бизнеса связаны с ранее выданным указом президента, который существенно ограничил приток кадров в индустрию казино и игровых автоматов. Многие небольшие игорные заведения вынуждены были закрыться в силу банальной нехватки работников или по финансовым причинам.
Однако данный указ полностью противоречит заявлениям белорусских властей, сделанных примерно год назад, о превращении своей страны в Мекку для азартных игроков из соседних стран СНГ. Еще тогда прорабатывался план по упорядочению количества игровых автоматов, а также полной переписи всех имеющихся моделей. Также была установлена норма отдачи игровых автоматов в размере не менее 90%.
Следует отметить, что немного ранее руководство Беларуси обсуждало концепцию создания на территории страны специальных территорий (подобно утвержденной концепции игорных зон в России), однако она не смогла найти должной поддержки и скоро была забыта. Вероятнее всего, причина такого отказа кроется в том, что казино Беларуси приносят в бюджет страны существенные суммы в виде налогов, в связи с чем доступ к ним должен быть максимально возможным для всех категорий и групп игроков. К тому же, малоэффективный опыт России в данной направлении в очередной раз подтверждает, что процесс создания игровых зон проходит крайне медленно, в силу чего игорная индустрия на момент строительства испытывает существенные проблемы и затруднения в своей работе.
Этим летом власти страны вынесли на повестку дня тему, касающуюся контроля всех финансовых транзакций в игорной сфере путем создания специальной компьютерной системы. Следует отметить, что подобная концепция не имеет даже малейшего сходства ни с существующими территориями для игры в игровые автоматы, покер, блекджек и другие азартные развлечения в Америке, ни с российскими игорными зонами. Беларусь планирует полностью отказаться от территориального контроля за игорными заведениями и заменить его системой мониторинга в онлайновом режиме. Для внедрения подобной системы необходимо создать центр мониторинга, обеспечивающий и контролирующий работу так называемой системы СККС — специальной компьютерной кассовой системы, которая посредством коммуникационной сети объединит воедино все игорные автоматы и прочие игорные устройства. Подобная система создаст все условия для получения в режиме реального времени полной и достоверной информации о всех финансовых потоках, происходящих в игорных заведениях Беларуси с возможностью дальнейшее систематизации полученный данных.
Разумеется, данная система мониторинга и контроля не нашла признания у большинства потенциальных работников игорной сферы, ведь в случае принятия законопроекта все они будут сильно ограничены в своей деятельности и смогут продолжить нормальную работу лишь в случае смены места работы (например, на одну их четырех игорных зон в России) либо при переносе своего бизнеса в Болгарию, Черногорию, Испанию или Макао.
Данный законопроект коснется в первую очередь крупнейших операторов игорной сферы Беларуси. Так, известная компания Princess Casinos International, принадлежащая турецкому миллионеру Суди Озкан, в Минске владеет шестью крупными казино и одним залом игровых автоматов, которые работают под брендом Princess Casino. Это – достаточно известная организация в игорном сегменте, ведь в ее распоряжении имеются также заведения, расположенные в Болгарии, Румынии, Турции, Македонии и Словении. Кроме всего прочего, Суди Озкан является крупным инвестором в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. Так, в Минске Суди Озкан владеет отелем Сrowne Plaza, а также сетью ресторанов Rock Hause.
Не менее успешно на белорусском игорном рынке ведет свои дела компания из Эстонии Olympic Entertaiment Group, возглавляемая крупным предпринимателем Армином Каром. На счету этой компании в Минске насчитывается пять казино Olympic, первое из числа которых было открыто здесь в 2006 году.
Крупным игорным бизнесом на территории Беларуси владеет также российский бизнесмен Олег Бойко. Это – первый россиянин, инвестирующих игорную сферу в Беларуси. В Минске Олег Бойко распоряжается холдингом Ritzio Entertaiment Group.
Анализируя выше описанные данные, невольно возникает вопрос о причине несоответствия между изменениями числа игорных заведений и планируемой политикой в области игорного бизнеса. Ни для кого не секрет, что данная сфера всегда приносила и приносит в казну страны значительные средства. Разумеется, неправильно считать, что такими действиями власти пытаются избавиться от казино или как-то ужесточить их работу. Вероятно, президент Беларуси таким образом пытается привести игорный бизнес в порядок, избавив тем самым страну от неплатежеспособных и небольших игорных заведений и казино, ведь они, даже располагая большим числом столь популярных игровых автоматов, не способны принести в казну значительные средства.